Консультации для родителей по КГН
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок
может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые
трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование
таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на
то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт
только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо
выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,
но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать
тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение ребёнка
4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в
некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или
сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается
потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания
взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со
сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской
деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации
чистого общения.
В этом
возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у
меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного
возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь,
внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об
особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о
видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об
отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать
эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но
такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным
благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто
активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по
существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет
ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи,
пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями,
переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи
ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А
общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы,
рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества
предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится
осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между
четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни
до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый
разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и
начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все
интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются
отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря
развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом,
воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в
ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не
любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает
ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные
проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает
ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные
сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким
образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение
сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к
окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если
взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может
стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы,
связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.
Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В
возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать
по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди
других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся
перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с
удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок,
рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои
предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков
прочитанных произведений.
4-5
лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить
новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от
детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий
его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он
чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во
время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким
образом его знания об окружающем мире значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную
ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно
овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что
дает возможность совершенствования способностей к изобразительной
деятельности.
Ребенок
четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и
играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая,
моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они
заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным
правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок
учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение,
подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в
игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В
игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости,
дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение,
сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд)
вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно
предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого
года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через
моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир
человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций
людей.
В качестве поощрения
могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы
поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не
ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в
кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится,
должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами,
мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К
этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок
начинает упрямиться и безобразничать.
Все,
кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих
требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию
самых неприятных черт характера.
Обязательно
привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые
разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы
ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить
ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало
для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность
личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы
ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или
навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать
так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого
ничего не зависит.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолетьЕще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?
Что нужно знать о кризисе трех лет?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Совет:2. Упрямство
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».
Совет:3. Деспотизм
Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Совет:4. Симптом обесценивания
Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Совет:5. Строптивость
Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.
Совет:6. Бунт
Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Совет:7. Своеволие
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.
Совет:
Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.
Что делать родителям?
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.- Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса.
- Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
- Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек. Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
- Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.
С чего начать подготовку ребенка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно дома с мамой, что вскоре он ежедневно должен будет посещать занятия, соблюдать правила и режим, выполнять домашние задания?
Давайте рассмотрим несколько основных этапов моральной подготовки ребенка, а так же советов по обучению, которые помогут ему и вам легко адаптироваться к новому этапу жизни.
Психологи утверждают, что самый благоприятный и продуктивный возраст, во время которого малышу будет легко усвоить материал – это 3,5-4 года. Этот возраст характеризируется особой любопытностью ребенка, а так же способностью запоминать определенное количество информации. Ежедневные занятия стоит начинать с 10-15 минут, постепенно увеличивая это время до 1 часа в день. Основной упор в обучении делается на буквы алфавита, чтение и грамматику (каждая буква, скалывание их в слога, короткие слова).
Все занятия можно превратить в игру, задействовать игрушки, книги с картинками, самостоятельно нарисованные карточки – главное, заинтересовать малыша и в дальнейшем он с удовольствием будет включаться в учебно – игровой процесс. Не стоит ориентироваться на какие-либо рамки – каждый ребенок индивидуален и постепенно научится всему.
Такие занятии скорее процесс психологический – малыш постепенно привыкает, становится более усидчивым, учится слушать и понимать. Но одного интеллектуального развития мало, подготовка ребенка включает в себя и правила общения с новым большим коллективом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий